9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 02-5601/2017
  1. РЕШЕНИЕ
  2. Именем Российской Федерации
  3. 31 октября 2017 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Ломазова С.Б., при секретаре Гейдарове Н.С., с участием представителя истца в лице старшего помощника Московско-Курского транспортного прокурора Дежиной Е.В., представителя ответчика ОАО «ЦППК» Буракова А.А., представителя ответчика ОАО «РЖД» Рекеть А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5601/2017 по иску Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
  4. Установил:

  5. Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «ЦППК»), требуя обязать ОАО «ЦППК» при оказании услуг по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом обеспечить перевозку пассажиров в пригородном сообщении по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск» в железнодорожном моторвагонном подвижном составе, отвечающем требованиям п.п.5.1.21, 6.6.6, 6.6.19, 6.6.29 СП 2.5.1198-03; обязать ОАО «РЖД» привести моторвагонный подвижной состав, осуществляющий транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск» в соответствии с требованиями закона, а именно: обеспечить моторвагонный подвижной состав не менее чем двумя туалетами на поезд, отвечающими требованиям п.5.1.21 СП 2.5.1198-03, оборудовать окна вагонов моторвагонного подвижного состава регулируемыми по высоте солнцезащитными экранами с фиксацией их в любом заданном положении либо иными техническими решениями, обеспечивающими защиту пассажиров от солнечных лучей (тонирование стекол и пр.) в соответствии с требованиями п.6.6.19 СП 2.5.1198-03, оснастить подголовники пассажирских кресел съемными гигиеническими чехлами, обеспечив их дальнейшую санитарную обработку (стирку, замену и т.д.) в соответствии с требованиями п.6.6.29 СП 2.5.1198-03.
  6. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Смоленской транспортной прокуратурой в рамках обращения Антоновой Л.В. и Зиновенкова В.М. была проведена проверка соблюдения Моторвагонным депо Смоленск-1 структурного подразделения Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» прав пассажиров при организации перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск».
  7. В ходе проверки было установлено, что моторвагонный подвижной состав (рельсовые автобусы РА1-007 и РА1-0085), осуществляющий перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск», либо не имеет туалета, либо туалетная кабина не соответствует требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Кроме того, было установлено, что на окнах вагонов отсутствуют регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией их в любом заданном положении, тонировка стекол отсутствует, подголовники пассажирских кресел не снабжены съемными гигиеническими чехлами.
  8. Указанные рельсовые автобусы являются собственностью ОАО «РЖД».
  9. В целях осуществления перевозки пассажиров на основании договора аренды железнодорожного подвижного состава (моторвагонный подвижной состав) от 30.12.2016 г. №72/10/ЦДМВ указанные рельсовые автобусы были переданы собственником в аренду ОАО «ЦППК».
  10. Поскольку нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации моторвагонного подвижного состава не обеспечивает надлежащие благоприятные и безопасные условия пребывания пассажиров, снижает качество предоставляемых пассажирам услуг перевозки, тем самым нарушает права пассажиров на качественное и безопасное пользование услугами железнодорожного транспорта, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, истец обратился в суд.
  11. Представитель истца в лице старшего помощника Московско-Курского транспортного прокурора Дежиной Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
  12. Представитель ответчика ОАО «ЦППК» Бураков А.А. в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении требований в части требований к ОАО «ЦППК» по доводам, изложенным в письменных возражениях, так как собственником имущества является ОАО «РЖД», которое передало ответчику данное имущество во временное владение и пользование.
  13. Представитель ответчика ОАО «РЖД» Рекеть А.А. в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в том числе в связи с тем, что в указанных рельсовых автобусах недостатки нельзя исключить в связи с отсутствием инженерно-технической возможности изменить основную конструкцию вагона.
  14. Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
  15. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
  16. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
  17. В соответствии с п.2 ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
  18. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
  19. В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
  20. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  21. Согласно ст.7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
  22. В силу ст.80 ФЗ от 10 января 2003 г. №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
  23. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
  24. В соответствии с положением статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
  25. Согласно требованиям п.6.6.6 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» в моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения должно быть не менее 2 туалетов на поезд, которые рекомендуется устанавливать в головных вагонах.
  26. Согласно п.6.7.4.1 СП 2.5.1198-03 минимально допустимая площадь и оборудование стандартного туалетного помещения должны соответствовать требованиям, установленным в п.5.1.21 СП 2.5.1198-03.
  27. В соответствии с п.6.6.19 СП 2.5.1198-03 на окнах вагонов должны быть установлены регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией их в любом заданном положении, для обеспечения солнцезащиты могут использоваться и другие технические решения (тонирование стекол и пр.).
  28. Согласно п.6.6.29 СП 2.5.1198-03 подголовники и подлокотники пассажирских кресел должны быть снабжены съемными гигиеническими чехлами.
  29. В ходе судебного разбирательства установлено, что Смоленской транспортной прокуратурой на основании обращений Антоновой Л.В. и Зиновенкова В.М. была проведена проверка Моторвагонного депо Смоленск-1 структурного подразделения Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при осуществлении пригородных перевозок железнодорожным транспортом сообщением «Смоленск-Рудня-Смоленск».
  30. В ходе проверки было установлено, что в салонах рельсовых автобусов РА1-0085 и РА1-0007 имеются пластиковые сиденья, покрытые тканью и оборудованные подголовниками, при этом подголовники не имеют съемных чехлов; при осмотре окон вагонов установлено, что окна представляют собой стеклопакеты с верхними форточками, позволяющими их открытие для проветривания, с резиновым уплотнителем по периметру, при этом на окнах отсутствуют регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией их в любом заданном положении, стекла стеклопакетов прозрачные, не имеют какую-либо защиту от солнечного света (тонировку и т.п.); рельсовый автобус РА1-0085 не имеет туалета для пассажиров, рельсовый автобус РА1-0007 имеет туалет, представляющий собой конструкцию, выполненную в форме прямоугольника с пластиковой входной дверью, с внутренней стороны оборудованной металлической задвижкой (шпингалетом). Со слов заместителя начальника Моторвагонного депо Смоленск-1 по ремонту туалет был сделан после проведенной модернизации данного рельсового автобуса более 5 лет назад.
  31. Согласно Договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав) №72/16/ЦДМД от 30.12.2016 г. ОАО «РЖД» предоставило ОАО «ЦППК» за плату во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав в соответствии с приложением №1.
  32. В соответствии с п.1.2 Договора ОАО «РЖД» предоставляет ОАО «ЦППК» в аренду находящийся на праве собственности моторвагонный подвижной состав для осуществления перевозки пассажиров, годный к эксплуатации, обеспечивает надлежащее состояние сданного в аренду транспорта, включая осуществление технического обслуживания, текущего и капитального ремонта в соответствии с требованиями нормативных документов государственных органов, владельца инфраструктуры и ремонтно-эксплуатационной документации на используемый подвижной состав.
  33. Согласно п.4.1.3 Договора ОАО «РЖД» обязано предоставить ОАО «ЦППК» транспорт в исправном состоянии, отвечающем требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и других нормативных документов, а также санитарно-техническим требованиям.
  34. Согласно п.4.1.4 Договора ОАО «РЖД» обязано предоставить ОАО «ЦППК» необходимую документацию на транспорт, а также укомплектовать транспорт оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
  35. В соответствии с п.4.3 договора ОАО «РЖД» не имеет права выдавать в рейс транспорт с нарушениями санитарно-технического состояния.
  36. Из объяснений представителя ответчика ОАО «РЖД» следует, что в указанных рельсовых автобусах недостатки нельзя исключить в связи с отсутствием инженерно-технической возможности изменить основную конструкцию вагона.
  37. Вместе с тем, из акта проверки следует, что рельсовый автобус РА1-0007 имеет туалет, представляющий собой конструкцию, выполненную в форме прямоугольника с пластиковой входной дверью, с внутренней стороны оборудованной металлической задвижкой (шпингалетом), со слов заместителя начальника Моторвагонного депо Смоленск-1 по ремонту туалет был сделан после проведенной модернизации данного рельсового автобуса более 5 лет назад.
  38. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что моторвагонный подвижной состав, осуществляющий транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск», не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что нарушает права пассажиров на безопасное пользование железнодорожным транспортом.
  39. Обязанность по приведению указанного моторвагонного подвижного состава в соответствие с требованиями п.п.5.1.21, 6.6.19, 6.6.29 СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 г. №12, должна быть возложена на ответчика ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» обязано предоставить ОАО «ЦППК» транспорт в исправном состоянии, отвечающем санитарно-техническим требованиям, в соответствии с условиями договора аренды, в связи с чем требования прокурора, предъявленные ОАО «ЦППК», удовлетворению не подлежат.
  40. В силу п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
  41. Учитывая, что выявленные нарушения являются значительными, суд полагает, что для исполнения решения суда ответчику следует предоставить время в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
  42. На основании ст.101-103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ОАО «РЖД» госпошлину в бюджет города Москвы в размере 6 000 руб.
  43. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
  44. Решил:

  45. Исковые требования Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить частично.
  46. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения привести моторвагонный подвижной состав, осуществляющий транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области по маршруту «Смоленск-Рудня-Смоленск», в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
  47. - обеспечить моторвагонный подвижной состав не менее чем двумя туалетами на поезд, отвечающими требованиям п.5.1.21 СП 2.5.1198-03,
  48. - оборудовать окна вагонов моторвагонного подвижного состава регулируемыми по высоте солнцезащитными экранами с фиксацией их в любом заданном положении либо иными техническими решениями, обеспечивающими защиту пассажиров от солнечных лучей (тонирование стекол и пр.) в соответствии с требованиями п.6.6.19 СП 2.5.1198-03,
  49. - оснастить подголовники пассажирских кресел съемными гигиеническими чехлами, обеспечив их дальнейшую санитарную обработку (стирку, замену и т.д.) в соответствии с требованиями п.6.6.29 СП 2.5.1198-03.
  50. В удовлетворении иска Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» отказать.
  51. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в бюджет города Москвы в размере 6 000 руб.
  52. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
  53. Судья Ломазов С.Б.

Печать

Печатать